26-04-2016, 12:56

Пасхальное послание митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и мирянам Белорусской Православной Церкви

Возлюбленные о Воскресшем Господе нашем Иисусе Христе Преосвященные архипастыри, досточтимые пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, братья и сестры, все верные чада Белорусской Православной Церкви!

Приветствую вас вечно живыми словами пасхального благовестия, духовно радуясь и ликуя вместе с вами:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Милостью Божией мы достигли светозарного дня Пасхи! С того момента, когда апостолы возвестили миру о Воскресении Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, непреходящая радость наполняет жизнь нашей Церкви: Христос воскрес из мертвых — и смерть побеждена! Вся жизнь христианина должна быть наполнена пасхальной радостью. Каждый воскресный день являет нам великий подвиг Спасителя и полноту Божественной любви. Пришедши в мир во плоти, Христос Спаситель исцелил человеческое естество от болезни греха и, сойдя во ад, сокрушил оковы смерти, даровав нам возможность восходить в жизнь вечную в Его Небесном Царстве.

Первое слово, которое произнес Воскресший Христос Спаситель, обращаясь к женам-мироносицам, а затем и ко апостолам, было «Радуйтесь!». В этот светозарный день, который поистине ведет нас «от смерти бо к жизни и от земли к Небеси», Церковь Христова радуется, приветствуя Божественного Победителя смерти: «Возрадовашася убо ученицы, видевше Господа»[/i] (Ин. 20: 20).

Радостная песнь о Воскресении Христовом звучит и в каждом из нас: мы радуемся тому, что совершилось величайшее событие — Христос Спаситель Своей смертью уничтожил смерть как таковую: «Сеть сокрушися — и мы избавлени быхом. Помощь наша во имя Господа»[/i] (Пс. 123: 7–8). Радуемся мы и тому, что нам, верующим в Него, Он завещает жизнь вечную. И тому, кто будет исполнять Его Божественные заповеди и жить по Евангелию, Господь обещает Царствие Небесное: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет»[/i] (Ин. 11: 25).

Будем же радоваться, потому что мы имеем прекрасное и незыблемое основание нашей веры — Воскресение Христово! В Воскресении Христовом — обетование, что смерть на земле — не конец жизни, что смерть силой Божией преодолевается. В Воскресении Христовом — начало нашего личного воскресения. Как смертные мы падаем, но как бессмертные воскресаем в жизнь вечную со Христом Спасителем. Пусть эта радость о нашем общем воскресении укрепляет нас, помогает преодолевать трудности, с которыми нам придется еще встретиться на жизненном пути.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Эта спасительная весть — свидетельство торжества жизни вечной, победы над смертью и тлением. Мы радостно встречаем Светозарное Христово Воскресение, прославляя Воскресшего Христа, Жизнодавца, возлагая на Него всё свое упование.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в одной из своих проповедей подчеркнул, что сегодня немало людей «стремится обрести подлинный смысл бытия, найти путь к Богу…». Чтобы Благая весть достигла и их, «голос Церкви должен звучать громко и убедительно, свидетельствуя о Том, Кто был «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего»[/i] (Рим. 4: 25). Свидетельствуя о Христе Воскресшем и памятуя слова Апостола: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога»[/i] (Кол. 3: 1), поддержим друг друга, чтобы никто не чувствовал себя одиноким, униженным и унывающим. Разделим со всеми ближними и дальними радость о Воскресшем Спасителе, радость возможности единения с Ним. И тогда и в нас самих, и в окружающем мире мы увидим изменения к лучшему.

Сегодня это крайне необходимо, так как в ряде стран христиане испытывают гонения, сравнимые с теми, что были в ранние века христианства, а часто и превосходящие их. «Русская Православная Церковь с болью воспринимает эту беду, — говорит ее Предстоятель. — Если события и далее будут развиваться в подобном русле, то следы христианского присутствия могут практически исчезнуть там, где оно когда-то зародилось и существует уже два тысячелетия… Как братья по вере, мы должны поддерживать друг друга в трудный момент, возвышать свой голос как единая Святая Соборная и Апостольская Церковь». Да воскреснет Бог в сердцах людей, и да расточатся ненависть и злоба, вражда и распри, всякие разделения! «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино»[/i] (Ин. 17: 21).

Преосвященные архипастыри, возлюбленные отцы, братия и сестры! Будем же бесконечно благодарить Бога за те дары, которые мы получили через явление в мир Его Единородного Сына. Пусть Пасхальное торжество постоянно живет в наших душах и сердцах и питает их, пусть этой нескончаемой радостью наполняется и насыщается вся наша жизнь. Благодатная помощь Божия да сопутствует каждому из нас в дальнейших трудах во славу нашей Церкви, во славу нашего земного Отечества, на благо всех, кто нуждается в нашем внимании и заботе.

Поздравляю всех вас с праздником Святой Пасхи Христовой и молитвенно желаю вам и вашим близким светлой пасхальной радости, всепобеждающей надежды, крепости душевных и телесных сил!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

+ ПАВЕЛ,

митрополит Минский и Заславский,

Патриарший Экзарх всея Беларуси

26-04-2016, 12:48

Пасхальное послание Преосвященнейшего Стефана, епископа Гомельского и Жлобинского

Возлюбленные о Господе всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

В эти светлые дни я обращаюсь к Вам словами святого апостола Павла:«если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна.... Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его (1Кор.15: 16-23)».

Воскресение нашего Господа – это краеугольный камень христианской веры. Пасха Христова это праздник, обращенный в вечность, праздник, который напоминает нам о том, что ждет каждого из нас в будущем. Всем нам, верующим во Христа, предстоит пройти путем Христовым невзирая на все трудности, болезни, испытания и даже на саму смерть, прийти к всеобщему воскресению.

Для многих из людей не всегда понятен смысл болезней, скорбей и различных житейских трудностей. Мы часто задаем вопрос «за что мне все это?», забывая при этом, что этот земной мир – это всего лишь временное пристанище, или вернее школа, в которой мы многому должны научиться, а в конце сдать экзамен, по результату которого будет определена наша вечная участь. Правильно задать вопрос по-иному, не «за что?», а «для чего мне это?». В христианской жизни все наполнено смыслом, в том числе и страдания. Самое важное помнить, что без Креста не было бы и Пасхи. В Евангелии сказано: «Царство Небесное силою беретсяи употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11:12)».

Наша христианская задача состоит в том, что мы должны помогать друг другу в крестоношении, порой даже ценой собственной жизни, реализуя самую главную заповедь Господа «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15: 12-13)». Господь Иисус Христос положил Свою душу за всех нас и призвал следовать тем же путем, который приводит к жизни вечной.

В Гомельской епархии ежегодно реализуются многие духовно-просветительские и миссионерские мероприятия, благотворительные и социальные проекты. Мы помогаем людям, оказавшимся в различных трудных ситуациях. Сегодня для нас это приоритетная задача. Если мынепрестанно заботимся о наших ближних, о тех, кто нуждается в помощи, то и Господь воздаст нам по нашим делам по Своему слову: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:34-36).

Постараемся не забывать об этом и будем свидетельствовать миру своей любовью, заботясь друг о друге «поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3:21).

Участие в жизни друг друга, помощь нашим ближним, особенно тем, кто в этой помощи остро нуждается - это залог нашего воскресения и жизни вечной.

Дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю Вас с праздником Пасхи Христовой! Всем желаю духовной радости и настоящей христианской любви!

[i][/i]

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

[/b]

[b]


18-03-2016, 13:43

Манастыр у «Зорных войнах»

З гэтага тыдня ў праваслаўных — Вялікі пост. Разам з пакутным тыднем ён цягнецца 48 дзён, на працягу якіх вернікі абмяжоўваюць сябе не толькі ў ежы, але і ў злых думках, карыслівых дзеяннях і імкнуцца лепей ставіцца да блізкіх. Але ёсць і тыя, хто прызваны рабіць гэта кожны дзень увесь год незалежна ад свят — манахі. Іх супольнасць — своеасаблівая сям'я, у якой таксама бываюць радасныя моманты і крызісы. Чаго ж болей? Пра тое, з чым даводзіцца сутыкацца сучаснаму манаству, расказвае архімандрыт Сава (Мажука), насельнік Свята-Мікольскага мужчынскага манастыра горада Гомеля.

— Растлумачце, калі ласка, у чым заключаецца манаскае служэнне?

— Часам, асабліва сярод свецкіх людзей, узнікае лагічнае пытанне: «А што вы ўвогуле ў манастыры робіце?». Яго ж задаюць і святарам, і вернікам, бо сярэднестатыстычны чалавек не можа зразумець, што можна паўтары, а то і тры гадзіны без дынамікі, стоячы на нагах, рабіць у царкве? Тое ж самае і з манаствам. Гэта культурны ці рэлігійны архаізм альбо яно мае права на існаванне?

Манаскае служэнне — рэалізаваны пэўным чынам талент любові да Бога. Само па сабе яно не прыдумка хрысціян. Ёсць і будысцкія манастыры, і філасофскія групоўкі — школу Піфагора, якая існавала ў VІ стагоддзі да нашага часу, па сваіх фармальных рысах можна лічыць манаскай. У любой больш ці менш развітай культуры існуе манаскі элемент. Вакол шмат прыкладаў. Я аматар галівудскага кінематографа. Напрыклад, «Зорныя войны» — узор рэлігійнай творчасці. Бо ордэн джыдаяў, які прытрымліваецца зароку цнатлівасці, паслушэнства і бескарыслівасці, выдае сагу Джорджа Лукаса з галавой, бо яна нарадзілася відавочна ў хрысціянскай традыцыі.

Ад архетыпа чалавека, які аддае сябе на служэнне чамусьці высокаму, вечнаму, мы нікуды не можам адысці. Хрысціяне гэтую культурную форму нагружаюць абсалютна асаблівым зместам. Для нас гэта жыццё ў Хрысце і абавязкова ўнутры Царквы. Некаторыя вернікі супрацьпастаўляюць манаства і Царкву і ставяць першае вышэй. Але насамрэч манаства — толькі яе частка. І пакуль існуе Царква, будзе жыць і яно. Што тычыцца формаў, то каталіцкае манаства болей разнастайнае. Там ёсць некалькі відаў служэння. Ёсць манахі, якія займаюцца сацыяльным служэннем; педагогі, навукоўцы, асветнікі, што дапамагаюць у іншых краінах бедным. Я думаю, што праваслаўныя з цягам часу таксама дыферэнцуюць служэнне.

— Дык усё ж такі, гэтае паняцце тычыцца ўнутраных ці хутчэй вонкавых праяў?

— Манаскае служэнне — частка царкоўнага, якое займаецца стварэннем сябе ў любові. І гэта магчыма рабіць толькі ў дачыненні да іншага — любіць яго. Звыклая праваслаўным фраза «Палюбі бліжняга твайго, як самога сябе» значыць, што чалавек ратуецца толькі ў сям'і. У нашым выпадку — манаскай. Толькі тут больш увагі надаецца аскетычнаму подзвігу і адсутнічае шлюб. Хрысціянская думка ўвогуле карыстаецца арганічнымі паняццямі. Мы браты і сёстры не таму, што маем аднолькавы светапогляд і прынцыпы, а таму, што і вы, і я прымаем еўхарыстычную трапезу, Кроў і Цела Хрыста. Яны ёсць у вашых жылах і маіх — значыць, мы браты і сёстры па крыві. Гэта робіць нас адзінакроўнымі, незалежна ад расы, полу і поглядаў.

Калі вы прычашчаецеся, то я вам па крыві брат, а вы мне — сястра. І мы ў адказе адно за аднаго, бо часткі цэлага. Мафія! (Смяецца.)
Веруючыя часцей за ўсё ўспрымаюць гэта інтуітыўна, на ўзроўні пачуццяў. І з-за гэтага Царка невынішчальная.

— Такое ўспрыманне нават часцей сустракаецца ў дзяўчат, чым у хлопцаў, якія больш здольныя да багаслоўя.

— Затое дзяўчаты больш здатныя да малітвы. Вялікае пытанне, што дапамагае больш: развагі тэалагічна адукаванага хлопца альбо малітвы нашых бабуль? Тое, што нас хтосьці вымольвае, самае каштоўнае. Манахі якраз гэта і робяць, толькі ў дачыненні да ўсяго свету. Ёсць у Ніла Сінайскага такое азначэнне: «Манах ад усіх збягае, ні з кім не расстаючыся». Такі парадокс. І яшчэ адзін: манах бясшлюбны, але ён не можа выратоўвацца па-за сям'ёй — манаскай супольнасцю, разнавіднасцю еўхарыстычнай царкоўнай сям'і, у якую збіраюцца людзі, што маюць схільнасць да аскетычных практыкаванняў.

— Чым адрозніваецца манастыр сучасны ад тых, што існавалі, напрыклад, два стагоддзі таму?

— Трэба адрозніваць элементы не толькі эпохі, але і саслоўнай абмежаванасці, якія вызначалі партрэт манастыра раней. У ХІХ стагоддзі жыў свяціцель Ігнацій (Бранчанінаў), дваранін па нараджэнні, які пайшоў у манастыр і пасля стаў яго настаяцелем. У сваіх лістах ён шчыра, як ёсць, расказвае пра тагачасны стан манаства. Яно ў асноўным фарміравалася з сялян і ў рэдкім выпадку — з купецтва. Простыя людзі туды прыўносілі элементы сваёй культуры. Калі я прыйшоў у манастыр, то ў ім быў іераманах, які сцвярджаў, што манах павінен хадзіць толькі ў гумовых ботах, піць гарбату толькі з самавара і мыцца раз на месяц, інакш не выратуецца. Ці, напрыклад, раней болей рабіўся акцэнт на знешнім подзвігу: колькасці зямных паклонаў, вычытаных акафістаў, строгасці посту. Гэта звязана выключна са звычкамі, якія мелі людзі сялянскага паходжання. Свяціцель Ігнацій лічыў, што варта развіваць не такую знешнюю работу, а ўнутраную — назіранне за ўласнымі думкамі, жаданнямі, размовамі, дзеямі, — бо яна — сутнасць манаства.

І яшчэ адна памылковая думка, што ў манастыр ідуць толькі слабакі. Напрыклад, хлопец, якому прыгажуня разбіла сэрца. Але гэта зусім не так. Герою «Братоў Карамазавых» Дастаеўскага Алёшу не хапала нядзельнай службы і пастаўленай 5-капеечнай свечкі. Бо ў яго была любоў да Бога значна большая, чым у астатніх. Ён спатольваў яе ў манастыры.

— А калі б не пайшоў у манастыр? Сярод праваслаўных ёсць такі погляд, што трэба ці жаніцца, ці ісці ў манахі. Трэцяга не дадзена.

— Гэта памылкова, безумоўна. Бо служэнні могуць быць абсалютна рознымі. Ёсць манаства ў навуцы, мастацтве — гэта аскетызм творчасці. Адданне сябе на служэнне не манастыру, а нейкай справе.

У мяне ёсць знаёмая, якая цалкам прысвяціла сябе таму, каб лячыць дзяцей. Яна была занятая выключна іх праблемамі, хваробамі, сем'ямі, і на стварэнне ўласнай сіл не хапіла. У пэўнай ступені яна манахіня.
Чалавеку ў любым выпадку трэба аддаваць сябе камусьці ці чамусьці. Яна выбрала такі шлях.

— У якім стане сённяшнія манастыры? Чаму ў іх няма старцаў?

— У манастыры жыву ўжо 20 гадоў, і нават за гэты час адбылося шмат змен. У 1990-я многа маладых людзей, начытаўшыся твораў святых айцоў, ішлі да нас. Але былі частымі выпадкі, калі ў манастве расчароўваліся і сыходзілі. Сёння ж наадварот — зусім не ідуць. Магчыма, таму, што стала вельмі камфортна жыць, а ад гэтага цяжка адмовіцца. Тыя ж, хто ўсё ж такі прыйшоў у манастыр, гэта людзі адукаваныя, начытаныя, без неафіцкага дзікунства. Якраз тыя, хто можа падтрымліваць сувязь з грэчаскім манаствам — Афонам. У Жыровіцах, напрыклад, насельнікаў адпраўляюць туды раз на год на месяц на стажыроўку.

Манаства — гэта не толькі сям'я, гэта яшчэ і школа, якая цяпер паволі аднаўляецца пасля перарыву савецкага перыяду. Думаю, менавіта праз сувязь з афонцамі мы зможам перанесці, пераняць гэтую старажытную традыцыю манаскай школы і даць штуршок для ўласнай. Тады, праз некалькі яе пакаленняў, могуць з'явіцца старцы.

— Будзем чакаць!

Па матэрыялах газеты "Звязда"
Аўтар: Вераніка Пуставіт
Фота Яўгена ПЯСЕЦКАГА
15-03-2016, 12:51

Архимандрит Савва (Мажуко): "Если мы рады видеть людей - мы правильно постимся"

Невозможно себе представить верующего, церковного человека без духовных упражнений, которые каждый из нас по мере сил обязан выполнять. Прежде всего, мы имеем в виду время, специально установленное Церковью для этих духовных упражнений – время, которое называется Великий пост. Это период особого внимания к своей душе, особенного молитвенного настроения, специально отведенный для того, чтобы подготовить себя к созерцанию Воскресения Христова. Такова главная цель Великого поста.


14-02-2016, 17:41

Обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю празднования Дня православной молодежи

Дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех вас с великим двунадесятым праздником Сретения Господня, а также с отмечаемым ныне Днем православной молодежи.
По сложившейся традиции сегодня мы сугубо молились о подрастающем поколении, дабы Господь укрепил в юных сердцах веру и любовь к Богу, даровал молодым людям силы следовать путем Евангелия и способность в сей лукавый век «различать духов» (1 Кор. 12, 10), отличая добро от зла, правду ото лжи, настоящее и действительно ценное от сиюминутного, преходящего и наносного.
Мы живем в эпоху, которую справедливо называют информационной. Распространение всевозможных электронных средств связи и виртуальных отношений, к сожалению, все чаще заменяют людям живое межличностное общение. Но, несмотря на новые технические возможности, очень важно не замыкаться в нереальном мире, не терять живых человеческих отношений, ведь за экранами мониторов, планшетов и смартфонов не увидишь человеческую душу, не почувствуешь собеседника по-настоящему, а именно это и является поистине ценным в любом общении. Убежден, что значимым местом встречи и личного духовного развития для молодых людей может стать именно приходская община.
Отрадно, что в нашей Церкви сложилась замечательная традиция молодежного добровольческого служения, когда юноши и девушки, объединяясь в вере и любви к Богу и ближним, стремятся делиться с окружающими своим сердечным теплом и вниманием, помогая тем, кто в этом особенно нуждается: детям-сиротам, пожилым и тяжелобольным людям. Отдавая частичку самих себя, мы обретаем нечто гораздо большее: счастье быть нужным другим, радость от осознания того, что делаем этот мир чуть лучше и чуть добрее.
Поздравляя всех с праздником Сретения Господня, желаю вам, дорогие мои, крепости сил, духовной бодрости, мира душевного и помощи Божией во всех благих делах и начинаниях.
1-02-2016, 20:18

ОПУБЛИКОВАНЫ ПРОЕКТЫ ДОКУМЕНТОВ ВСЕПРАВОСЛАВНОГО СОБОРА

Проекты документов Всеправославного Собора публикуются в соответствии с решением Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези (21-28 января 2016 года).