17-03-2019, 06:00

К вопросу о преследованиях униатского духовенства в ходе общего воссоединения униатов с православными в 1839 году

Для Русской Православной Церкви воссоединение белорусско-украинских униатов, совершившееся на Полоцком Соборе униатского духовенства в 1839 г., явилось самым значительным единовременным приобретением за всю тысячелетнюю историю ее существования. Для белорусского народа это событие стало одним из важнейших в XIX веке, поскольку на десятилетия определило путь его религиозного и национально-культурного развития. Воссоединение униатов в Российской империи в 1839 г. отличалось тем, что оно носило организованный массовый характер, строилось на иерархическом принципе и совершалось в тесном взаимодействии представителей греко-католического священноначалия и высокопоставленных правительственных чиновников. Инициатива разрыва Брестской унии шла не «снизу» – от народа и духовенства, как было на украинских территориях в конце XVIII в., а «сверху» – от униатского епископата и правительства. Такой подход, конечно, привел к несогласию с совершающимся разрывом Брестской унии со стороны какой-то части униатских священнослужителей. Оценка числа униатских духовных лиц, пожелавших сохранить верность католичеству, а также характеристика мер, применяемых к ним в процессе подготовки воссоединения и в период его реализации, остаются актуальными до сих пор.
16-03-2019, 17:39

Актуализация языка проповеди в Полоцкой православной епархии

Последствием Полоцкого церковного собора явился непростой путь возвращения сотен тысяч униатов белорусских земель к практике православной жизни. По меткому замечанию Г.Я. Киприановича, «дело воссоединения совершилось, но далеко еще не завершилось в 1839 году» . Более чем 200-летнее пребывание православных в составе греко-католической церкви оставило заметный след в сознании верующих. Известно, что униатская церковь в первой трети XIX века в своей обрядности имела многие черты, скорее западной христианской традиции нежели восточной. Многие бывшие униаты после 1839 г., формально считавшиеся православными, по разным причинам (зависимость крепостных крестьян от помещиков, активная миссионерская и храмостроительная деятельность римо-католиков, тайное обучение основам католической веры и польскому языку, устанавление новых местночтимых праздников), посещали костелы, исповедовались у ксендзов, т.е. являлись католиками на практике .
2-03-2019, 14:50

ЖЛОБИН. Священник встретился с учащимися ГУО «Средняя школа № 13 г. Жлобина»

В Жлобинском благочинии в государственном учреждении образования «Средняя школа № 13 г. Жлобина» состоялась встреча настоятеля храма великомученика Иоанна Воина иеромонаха Кронида (Печевистого) с учениками 8 классов.
На территории Белорусской Православной Церкви 2019 год объявлен «Годом памяти Полоцкого объединительного собора 1839 года».
По учению Церкви в жизни никогда не бывает вещей случайных, но все, даже самое незначительное и второстепенное, ниспослано для нашего спасения. А для великих дел Бог посылает и людей великих. Людей, готовых трудиться на благо Церкви самозабвенно, жертвенно, невзирая на препятствия и злоключения. Не случайно и для воссоединения в 1839 году Промыслом Божиим был выделен из среды униатского духовенства православный по духу архиерей Иосиф (Семашко).
Митрополит Иосиф – одна из самых значительных фигур в конфессиональной истории Беларуси. Рожденный в униатстве, получивший польское воспитание и католическое богословское образование, он способствовал возвращению к православному вероисповеданию полутора миллионов белорусских и украинских униатов, которое произошло в 1839 году, и в исторической литературе получившего название «воссоединение».
Благодаря деятельности владыки по упразднению унии православными стали свыше полутора миллионов человек. Возвращение православия знаменовало возвращение к своим культурным истокам, сохранение традиций и неповторимого менталитета белорусского народа. 
И сегодня, как никогда, очень важно каждому из нас знать свою историю, чтобы не допустить ошибок, которые остались в прошлом, но жить в мире, любви и согласии с нашими ближними.
Опираясь на исторические события, священник говорил об отношениик православному вероисповеданию, исполнении Заповедей Божиих. О том, чтобы мы любили Бога всем нашим сердцем, всем нашим умом, всем нашим естеством и ближнего своего любили, как самого себя, так как именно любовь способна созидать и соединять вся и всех.
Иеромонах Кронид пожелал всем учащимся помощи Божией и успехов в учебе и трудах во Славу Божию.
22-02-2019, 10:19

Послание Высокопреосвященного митрополита Павла, по случаю 180-летия Полоцкого церковного собора

По инициативе Организационного комитета Белорусской Православной Церкви по подготовке и проведению в 2017-2019 годах юбилейных и памятных дат Белорусского Экзархата от 21 декабря 2018 года, нынешний 2019 год был объявлен в Белорусской Православной Церкви Годом памяти Полоцкого собора 1839 года.
В воскресный день 24 февраля 2019 года в городе Полоцке состоятся церковные торжества, приуроченные 180-летию со дня проведения Полоцкого церковного собора 1839 года, по итогам которого более 1.600.000 западнорусских униатов вернулись в лоно Православной Церкви.
Ввиду особой значимости воспоминаемого события для истории белорусского Православия, во всех храмах и обителях Белорусской Православной Церкви по окончании Божественной литургии в воскресенье, 24 февраля 2019 года будет оглашено Послание Патриаршего Экзарха всея Беларуси, приуроченное 180-летию Полоцкого церковного собора.
Также в этот день за Божественной литургией во всех храмах и монастырях будут вознесены сугубые молитвы об упокоении блаженной памяти Высокопреосвященных Иосифа (Семашко ), митрополита Литовского и Виленского, Василия (Лужинского ), архиепископа Полоцкого и Витебского, Антония (Зубко ), архиепископа Минского и Бобруйского, и иных их сподвижников, потрудившихся в деле воссоединения белорусских униатов с Матерью-Церковью.

Послание Высокопреосвященного митрополита Павла, Патриаршего Экзарха всея Беларуси: poslanie.pdf [120.95 Kb] (cкачиваний: 27)
4-02-2019, 16:48

Значение Воссоединительного Полоцкого собора 1839г.

Воссоединение униатов с Православной Церковью, произошедшее на Полоцком соборе 1839г., является одним из важнейших событий истории белорусского народа. Несмотря на достаточную исследованность исторической наукой этого события, оно остается предметом не только споров, но и политических спекуляций, а, порою, и откровенной лжи. Отношение к унии может стать показателем духовно-культурной самоидентификации человека. Отсюда тема, связанная с осмыслением всех исторических реалий, порожденных унией, звучит актуально и в наши дни.
Принятие нашими предками Православия определило дальнейшее культурно-исторические особенности развития белорусского народа. Этот выбор стал объединяющим и культурообразующим. Так, промыслом Божиим, к концу XIV века в Великом Княжестве Литовском православные составляли до 80% населения страны.
11-01-2019, 18:38

Динамика численности униатов в пределах Российской Империи с 1772 по 1839 г.

Статистические данные, относящиеся к численности униатов на территории России с 1772 по 1839 г., постоянно приводятся в исторической литературе. В то же время, с одной стороны, в исследованиях встречаются значительный разброс цифр и их несогласованность. Представляется, что этот вопрос остается в проблемном поле исторической науки.
Согласно подсчетам В. Колбука в процессе разделов Речи Посполитой с 1772 по 1795 г. подданными Российской империи стали 4 653 379 униатов [1, s. 50]. По мере включения в состав России белорусско-литовско-украинских территорий количество приверженцев Унии возрастало. Однако, имела место и противоположная тенденция. В июле 1780 г. по повелению императрицы Екатерины II был издан указ о прекращении существования Полоцкой униатской кафедры и учреждении Полоцкой униатской духовной консистории. В этом законодательном акте, помимо прочего, государственным чиновникам предписывалось в случае вакансии при каком-либо униатском приходе священнического места спрашивать прихожан, не желают ли они иметь православного священника. Если они изъявляли на это согласие, то местным православным архиереям – Могилевскому и Псковскому – вменялось в обязанность принимать такие приходы в состав своих епархий [2, № 15028. с. 953–954]. После издания этого указа, открывавшего для униатов легальный путь оставлять Греко-католицизм, с 1781 по 1783 г. в Православие из Унии перешли более 80 приходских общин, в которых по данным М.О. Кояловича насчитывалось 112 578 [3, с. 208–209], а по данным протоиерея Михаила Буглакова 117 187 [4, с. 299] верующих. Такое несовпадение не является значительным и может быть отнесено к неточности статистических документов эпохи, на которые опирались авторы.
11-01-2019, 17:49

Заседание рабочей группы по празднованию юбилеев 2019 года

11 января 2019г. в Никольском мужском монастыре г.Гомеля под председательством архимандрита Амвросия (Шевцова), председателя Церковно-исторической комиссии Гомельской епархии, состоялось заседание рабочей группы по проведению мероприятий посвященных 180-летию Полоцкого собора 1839 года и 100-летия со дня преставления первого епископа Гомельского Митрофана Астраханского.
В ходе заседания обсуждались планы проведения мероприятий, посвященных юбилейным датам.