Подлинная радость и ликование
«Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!», приветствуя друг друга, говорят христиане в этот день. Пасха… Самый радостный и светлый праздник. Но как научиться радоваться в быстротечности современного мира? Как найти место для духовной жизни? Об этом наша беседа со священнослужителем Спасо-Преображенского храма Гомеля, иереем Вадимом ГРИЦКОВЫМ. – Отец Вадим, в пасхальные дни в церкви много говорят о радости… К сожалению, унылые, раздражённые лица у людей мы видим довольно часто. Как научиться радоваться, что для этого нужно делать? – Как только человек впустит Христа в свою жизнь, эта жизнь начинает искриться подлинной радостью, новой надеждой, верой в Бога и его всепрощающую любовь. Но как мы искажаем евангельское слово, когда превращаем свою жизнь в постоянное искание в себе самого тёмного, греховного! Радость была печатью евангельской христианской общины, радость и благодарность, ликование о том, что Бог так возлюбил мир, что послал Сына Своего Единородного – не судить, а спасти. Мы спасены, мир спасён любовью Божией. – Часто люди говорят: важнее творить добро, чем ходить в храм, отстаивать службы, молиться, поститься… Что им ответить? – Нужно начать творить добро на самом деле, жить добром. Это подвиг, это дело почти непосильное. Попробуйте всерьёз, каждый день поступать по добру, по совести, и вы сразу обнаружите, что не справляетесь, что вам нужна помощь Божия. В Евангелии Господь говорит: «Без Меня не можете творить ничего». Когда человек творит добро, он должен сверять его с евангельскими истинами. Источником добра является Бог, то есть когда человек творит добро, это Бог действует через этого человека. Что касается церковной жизни, поста и молитвы, то святые отцы говорят: «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец». Важнее таинства причастия, которое совершается только в церкви, ничего нет. Молитва же является центром духовной жизни каждого христианина. Но чтобы это понять, нужно знать, что такое молитва. Молитва – это общение с Богом, Который есть источник жизни и добра. – Да. Но многие настолько погружены в быт и работу, что времени, да и сил на то, чтобы сходить в храм, нет… Разве что в праздник. – Хочет ли человек, чтобы Бог помогал ему только по праздникам? Я думаю, что нет. Зачастую нехваткой сил и времени человек оправдывает свою лень и нежелание идти в храм. Во-первых, потому, что это трудно. Во-вторых, потому что для современного человека это невыгодно. Приходится тратить своё время – у современного человека иллюзия, что времени ему не хватает, хотя это не мешает впустую тратить его, например, у телевизора. Человек стоит в храме – и ему кажется, что у него много неотложных дел, что надо куда-то бежать. И действительно – это известно ещё древним подвижникам благочестия – побыть наедине с собой уже бывает непривычно и трудно, а тем более прийти к Богу, в Которого хотя ты и веруешь, но ещё не видишь достаточно. Наверное, всё это в комплексе приводит к тому, что современный человек, бесцельно проводя значительную часть своей жизни, не может найти времени, чтобы побывать в храме, постоять на богослужении, помолиться. – Мы знаем, что во всём нужна мера. Можно ли говорить о мере в вопросах веры? Ведь бывает, что человек «уходит» в церковь с головой, забывая о семье. – Не должно быть фанатизма, ибо фанатизм – это вера без любви и рассуждения, или ревность не по разуму. Семья – малая церковь. Пренебрегая малым – не построишь большего. Иногда люди убегают от проблем в семейных отношениях, уходя в церковную жизнь, в книги о духовной жизни, в службы. Казалось бы, это хорошо. Но проблема остаётся. Насколько важно женатому мужчине (замужней женщине) решить проблемы в своей семье? Если не устроить семью на началах мира и взаимопонимания, то и в духовной жизни не будет преуспеяния. Апостол Павел говорит: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрёкся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8). – В большие церковные праздники на улицах и возле храмов нередко встречаешь людей, просящих милостыню. Как быть – подать? Ведь милостыня – это хорошо, особенно нельзя отказывать просящему в великие праздники… А если деньги пойдут не на хлеб, а на спиртное? Что посоветуете? – Уже во II веке в христианских преданиях возникают разномыслия по этому поводу. «Учение двенадцати Апостолов» (Дидахе) говорит: «Всякому просящему у тебя давай. Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен! Горе тому, кто берет! Ибо если берет, имея в том нужду, то он неповинен, а не имеющий нужды даст отчет, зачем и на что взял» (Дидахе. 1). Тем не менее Дидахе призывает всё же к некоторой осмотрительности: «Впрочем, об этом сказано еще так: пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь». У многих Отцов встречается совет давать без рассуждения: ты дай, а Бог управит. И всё же святитель Василий Великий настаивает на рассудительности: «Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности». Если наша милостыня – это всего лишь копеечка, то мы не человека пожалели, а просто свои карманы освободили от лишнего груза и бренчания. Тут нет жертвы, а значит, и любви к просящему. Серьёзная милостыня – та, которую ты мог бы истратить на себя. – Отец Вадим, современное общество ориентировано на мимолётность и быстротечность бытия. Как вообще в таких условиях думать о вечном? Как не забыть, что Христос воскрес, а значит, и у нас есть надежда на жизнь вечную? – Отвечая на этот вопрос, хотелось бы привести слова афонского старца Арсения Минина: «Если сердце человека прилагается к суетным вещам века сего, то уже он не раб Божий, а раб мира, и вместе с ним осудится». В факт Воскресения Иисуса Христа из Назарета довольно легко поверить нам, людям, доверяющим Евангелию, обладающим верой в Бога и с детства посещавшим церковные богослужения. Безусловно, у каждого человека есть надежда на вечную жизнь, ибо Христос победил на кресте своею смертью смерть. Апостол Павел сказал: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор. 15:1-14) Действительно если Христос не воскрес, то вся наша внутренняя жизнь, наша надежда, наша убеждённость – всё основывается на чём-то, чего никогда не было и что не может служить основанием ни для чего. Но Христос, восстав из гроба, положил начало общему воскресению из мёртвых. Ольга АСТАПЕНКО, «ГВ». |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
О епархии
- Отдел кадров
- Информационный отдел
- Отдел по архитектуре и строительству
- Паломнический отдел
- Социальный отдел
- Отдел по взаимодействию с ВС и ПО
- Отдел по тюремному служению
- Миссионерский отдел
- Отдел по работе с молодежью
- Отдел религиозного образования и катехизации
- Комиссия по канонизации
- Церковно-историческая комиссия Гомельской епархии








